Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 5 марта 2018 года, 19:30
Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
После возобновления обязательств по соблюдению режима прекращения огня СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущими сутками. На блокпосте вооруженных формирований недалеко от Казацкого мужчина навел автомат на патруль Миссии и угрожал открыть огонь. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств вблизи населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. Доступ наблюдателей оставался ограниченным как на этих участках, так и в других районах, в том числе в Вознесеновке вблизи границы с Российской Федерацией и в Белой Каменке*. Миссия зафиксировала наличие вооружения, размещенного с нарушением линий отвода в неподконтрольном правительству районе. СММ содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи недалеко от Ясиноватой, на Петровской водонасосной станции в Артема и на участке водопровода вблизи Красного Лимана. В Ужгороде наблюдатели разговаривали с местными жителями и представителями полиции и прокуратуры.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 25 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками, когда, среди прочего, было зафиксировано около 70 взрывов. Около 55% этих нарушений, в том числе 12 взрывов, были зафиксированы преимущественно к северо-западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) после того, как 5 марта, в 00:01, вступили в силу возобновленные обязательства по соблюдению режима прекращения огня.
Вечером 4 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения и 4 снаряда с запада на восток — все в 0,5–3 км к югу. Ранним утром 5 марта та же камера зафиксировала выпущенную вверх осветительную ракету в 0,5–3 км к югу. Вечером 4 марта камера СММ на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) зафиксировала 3 снаряда с юга на север и 4 взрыва неопределенного происхождения — все в 2–4 км к юго-востоку.
Вечером 4 марта камера СММ, установленная в 1 км к юго-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя), зафиксировала (в хронологической последовательности) 7 снарядов с запада на восток, 3 снаряда с востока на запад, 2 снаряда с запада на восток, 1 взрыв неопределенного происхождения и 2 снаряда с востока на запад — все в 1–4 км к северу. Ночью 5 марта та же камера зафиксировала 4 выпущенные вверх осветительные ракеты в 1–4 км к северу.
Вечером 4 марта, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения и 23 очереди из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия на расстоянии 5–8 км к северо-северо-западу.
Днем 5 марта, осуществляя наблюдение на железнодорожном вокзале в Ясиноватой в течение примерно 3 часов, члены патруля Миссии слышали 9 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 40 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все в 2–4 км к западу и северу. Ведя наблюдение на юго-западной окраине Ясиноватой, команда СММ слышала 17 выстрелов из стрелкового оружия в 2–3 км к северу. Патрулируя в 1 км к юго-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), команда СММ слышала 2 взрыва неопределенного происхождения в 5 км к северу.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав большее количество взрывов (57), по сравнению с предыдущими сутками (34 взрыва). СММ зафиксировала 1 нарушение режима прекращения огня (взрыв) после того, как 5 марта, в 00:01, вступили в силу возобновленные обязательства по соблюдению режима прекращения огня.
Ближе к вечеру 4 марта в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска) команда Миссии слышала 49 взрывов неопределенного происхождения в 12–15 км к западо-юго-западу.
Находясь приблизительно в 120 метрах к западу от блокпоста вооруженных формирований, расположенного на восточной окраине н. п. Казацкое (неподконтрольный правительству, 36 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели видели вооруженного автоматом (АК-74) мужчину в одежде военного типа, который навел автомат непосредственно на первый автомобиль патруля Миссии. Приблизившись на расстояние приблизительно 100 метров западнее блокпоста, команда СММ увидела, как мужчина опустился на колено, продолжая держать автомат нацеленным на автомобиль Миссии. Патруль СММ сразу же остановился. Сотрудники Миссии попытались поговорить с мужчиной, однако тот, угрожая открыть огонь, потребовал, чтоб патруль Миссии покинул этот район*. Команда СММ покинула этот район (см. Оперативный отчет СММ от 5 марта 2018 года).
Миссия продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 4 марта, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 7 взрывов неопределенного происхождения и 8 очередей из автоматического гранатомета и крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к юго-западу. Определить, произошли эти нарушения в пределах участка разведения сил и средств или за его пределами, не представлялось возможным. Ночью 5 марта команда СММ слышала взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к юго-западу, однако определить, произошел он в пределах участка разведения или за его пределами, не представлялось возможным.
5 марта, осуществляя мониторинг с обеих сторон от моста в Станице Луганской, наблюдатели видели, как к югу от моста члены «ЛНР» выпустили белую сигнальную ракету. По словам членов «ЛНР», запуск сигнальной ракеты означал готовность к началу разведения сил и средств.
Днем 5 марта, осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Золотого, СММ констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
4 марта в неподконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 4 миномета (2Б11 «Сани», 120 мм) на огневых позициях приблизительно в 2 км к юго-востоку от н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска), размещенных там с нарушением линий отвода. БПЛА также выявил недалеко от минометов 10 грузовиков военного типа (некоторые из которых, по оценке, были загружены ящиками с боеприпасами для минометов).
2 марта в подконтрольных правительству районах за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения мини-БПЛА СММ зафиксировал не менее 15 танков (вероятно Т-64) недалеко от н. п. Подгородное (73 км к северу от Донецка).
Миссия отметила наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении об эффективном мониторинге и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленном СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах наблюдатели зафиксировали 9 буксируемых гаубиц (Д-20, 152 мм), а также отметили отсутствие 6 противотанковых пушек (Д-48, 85 мм), 7 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм) и 16 буксируемых гаубиц (Д-20). Миссия отметила, что 5 таких мест хранения до сих пор не используются и там по-прежнему отсутствуют 72 буксируемые гаубицы (шестнадцать Д-20, сорок четыре 2A36 «Гиацинт-Б », 152 мм, и двенадцать 2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 11 самоходных гаубиц (2С3).
В подконтрольном правительству районе команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения и отметила, что оно по-прежнему не используется, и там до сих пор отсутствуют 14 минометов (2Б11).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. В неподконтрольных правительству районах команда Миссии видела зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на бронетранспортёр (МТ-ЛБ) недалеко от н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска), бронированную машину (типа БТР) вблизи н. п. Славяносербск (28 км к северо-западу от Луганска) и боевую машину пехоты (БМП-2) возле н. п. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска).
Миссия содействовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на линиях электропередачи недалеко от Ясиноватой, которые обеспечивают электропитанием водонасосную станцию, расположенную недалеко от Васильевки. Эта станция обеспечивает водой жителей населенных пунктов по обе стороны от линии соприкосновения. Наблюдатели отметили, что ремонтные работы завершены. Миссия также способствовала проведению и осуществляла мониторинг ремонтных работ на Петровской водонасосной станции в н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и на участке водопровода, подсоединенного к водозаборным станциям вблизи н. п. Красный Лиман (30 км к северо-западу от Луганска).
Команды СММ посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством, однако члены «ЛНР» отказали наблюдателям в доступе к этим районам (см. ниже)*.
В н. п. Ужгород (182 км к западу от Ивано-Франковска) Закарпатской области команда СММ продолжала уточнять информацию о нападении на здание, где расположен офис Закарпатского союза венгров (см. Ежедневный отчет СММ от 2 марта 2018 года). 3 марта 11 жителей (мужчины и женщины, в возрасте 25–65 лет) по отдельности рассказали наблюдателям, что обстановка в области была спокойной, а Закарпатская область известна своей атмосферой согласия между различными этническими группами. Они критически высказались по поводу актов насилия наподобие вышеупомянутого инцидента. 5 марта представители полиции и прокуратуры области сообщили СММ о том, что следствие по этому делу продолжается.
Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
-
На блокпосте вооруженных формирований в Казацком мужчина навел автомат на патруль Миссии. Команда СММ покинула этот район.
-
На пункте пропуска на границе вблизи н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) член «ЛНР» сказал патрулю Миссии покинуть этот район, ссылаясь на «новые распоряжения».
-
На железнодорожной станции «Красная Могила» в Вознесеновке член «ЛНР» сказал патрулю Миссии покинуть этот район, ссылаясь на «новые распоряжения».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
-
На блокпосте, расположенном приблизительно в 1 км к северо-западу от н. п. Белая Каменка (неподконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка), члены «ДНР» сообщили патрулю Миссии, что дорога, ведущая к населенному пункту, заминирована. На дороге, в 3 метрах от блокпоста, наблюдатели видели знак, предупреждающий о минной опасности.
-
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что он не владеет информацией относительно проведения работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
-
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения к югу от участка разведения в районе Золотого из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженного формирования, находившийся на южной стороне участка разведения в районе Золотого сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
-
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям по телефону, что он не располагает информацией о проведении на этом участке каких-либо работ по разминированию в предыдущие сутки. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
-
Патруль Миссии не смог проехать через мост в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) из-за наличия там мин. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям о том, что дорога к югу от моста заминирована. СММ проинформировала об этом СЦКК[3].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении всего отчетного периода камера СММ, установленная на контрольном пункте въезда-выезда в Марьинке, не функционировала.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.