Когда стихнет стрельба
Когда летом 2014 года конфликт впервые коснулся ее родного города, Ясиноватой, 31-летняя Таисия думала, что он закончится через несколько дней. Прошло более 5 лет, а она по-прежнему ждет его завершения.
Однако Таисия не просто ожидает. Она работает химиком-лаборантом на Донецкой фильтровальной станции (ДФС), жизненно важном объекте гражданской инфраструктуры, расположенном посреди района, где в течении этих лет проходили наиболее интенсивные боевые действия. Огневые позиции размещены в паре сотен метров от станции, поэтому и станция, и ее сотрудники, включая Таисию, оказывались в эпицентре перестрелок, в результате которых пули и минометные мины порой попадали непосредственно в сооружения станции. Женщина уже сбилась со счета дней и ночей, которые под обстрелами она провела на рабочем месте. Невзирая на это она никогда не думала собрать вещи и найти другую работу подальше от линии соприкосновения.
Таисия признается, что мама не раз умоляла ее уволиться с работы. Несмотря на слезы провожающей ее на пороге маленькой дочки, она все-равно едет на работу. Таисия, выпускница Ровненского Национального университета водного хозяйства и природопользования, преисполнена чувством долга; она знает, что кто-то должен взять на себя эту ответственность. Она знает, какие потенциально катастрофические гуманитарные последствия могут вызвать продолжительная приостановка работы или закрытие станции для нее, ее семьи и соседей, а также сотен тысяч других людей, живущих в районах Ясиноватой, Авдеевки и Донецка. Таисия не может допустить, чтобы около 380 000 местных жителей, проживающих преимущественно в городах, остались без питьевой воды, именно поэтому она идет на работу.
Таисия — мать-одиночка; она отнекивается от любого намека или упоминания ее отваги или преданности делу. Вместо этого Таисия обращает внимание к тому, что она — одна из 8 женщин в составе бригады из 10–11 сотрудников, которые дежурят на станции в ночную смену, когда обстрелы обычно усиливаются. Ее альтруизм непроизвольно отражает реальность, которую часто не замечают: в поселках, селах и городах вдоль линии соприкосновения обычные женщины, как Таисия, зачастую как будто героини играют ключевую роль в смягчении последствий конфликта, обеспечивая функционирование жизненно важных гражданских учреждений и объектов гражданской инфраструктуры.
Таисия прекрасно осознает опасность. Пронзительный взгляд ее карих глаз прикован к собеседнику; она рассказывает, как каждый раз колотится ее сердце, когда зеленый автобус везет ее и других сотрудников на станцию. Она знает, что в близлежащих траншеях оружие наведено и готово к бою, а вокруг поджидают мины и неразорвавшиеся боеприпасы. Таисия помнит инцидент, когда пятеро ее коллег получили ранения в результате обстрела, под который попал автобус.
Как и многие другие люди, живущие вдоль линии соприкосновения, Таисия очень устала от непрекращающегося конфликта. Несмотря на то, что звуки взрывов стали практически привычным явлением повседневной жизни, женщина не теряет надежду на то, что жизнь нормализируется, в первую очередь для ее дочки. Таисия хочет, чтобы мир знал о ее реальности. Она хочет, чтобы мир знал, что вдоль линии соприкосновения живут и работают люди, которые надеются на мир и ждут на тот день, когда наконец стихнет стрельба.